Научные статьи о ногайцах

Oz3w5pZau94.jpg

2022-09-28 09:22

Статья посвящена изучению традиционного свадебного ритуала кумских ногайцев. Автор стремится выявить структуру свадебного ритуала и дать сравнительное описание его версий реконструированной по рассказам информантов и бытующей в наши дни. Материалы исследования были получены в ходе экспедиции в село Канглы Минераловодского района Ставропольского края.
Букеевские карагашногаи-наследие прежней служивости- (8).png

2022-09-21 09:02

Статья посвящена служилому статусу в среде тюркских кочевников, оседавших в междуречье Волги и Яика – Урала. Рассматривается он, в первую очередь, на примере так названных нами «букеевских карагашногаев», особой группы в составе западных казахов, которая по сию пору очень мало исследована. Анализируются вопросы сложения этой этнокультурной группы, прежняя социальная роль и нынешнее положение потомков служилых, их современное самосознание и предполагаемые перспективы развития. По мнению автора, крайне интересно и поучительно находить в наши дни в живом общении с людьми подтверждение строгим документальным данным и классическим публикациям из архивов и с книжных полок библиотек. Занимаясь длительное время проблемами служилости у прежних кочевников Нижневолжья, было ценно неожиданно получить редкостный шанс прочувствовать это явление лично во время полевых изысканий в местах компактного проживания потомков служилых групп в составе казахов. Ключевые слова: казахи, ногайцы, карагаши, субэтнос, Букеевская орда, ассимиляция
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО.jpg

2022-09-20 09:26

С начала XVI в. происходило постоянное пополнение ногайского населения Крымского ханства. Это было следствием как насильственного привода крымцами ногаев в результате военных побед над ними, так и добровольных переселений из-за Волги в пределы юрта. Причинами таких миграций являлись спасение от вражеских нашествий (казахского в 1510-х гг. и калмыцкого в 1620-1630-х гг.), а также стремление обрести кочевья для более комфортного и безопасного проживания за пределами Ногайской Орды главным образом в периоды, когда она была охвачена междоусобицами, а ее население страдало от голода и разорения. Правители Крыма охотно принимали и размещали в своих владениях рядовых улусников, но настороженно относились к представителям ногайской элиты. Это объяснялось застарелой кровной враждой между крымскими и заволжскими мангытами («Мансуровичами» и «Нурадиновичами»), начавшейся в середине XV в. В течение XVI в. ногайское население ханства многократно увеличилось и составило опору могущественного клана Мансур-улы. Расселяясь в основном в степях к северу от собственно Крыма, оно представляло собой значительную военную силу (по большей части лояльную к Гиреям) и заслоняло собой полуостров от внешних нападений. Вместе с тем в среде крымских ногаев время от времени возникали настроения недовольства политикой Бахчисарая по отношению к ним, стремления перейти в османское подданство.
addd3a755f204568.jpg

2022-09-20 09:09

Кочевники, в силу своего главного богатства - скота, помимо войн, вели еще и торговлю с окружающими их народами. И стория ногайцев берет свое начало еще с кипчаков,в народной памяти они названы предками, и в быту слова кипчак и ногай тождественны. И действительно, прямыми наследниками кипчаков являю тся - ногайцы, о чем говорит кандидат исторических наук Ю.А. Евстигнеев [1, с. 53]. Они в свое время вели активную торговлю лошадьми с другими народами [2], широко известны их контакты и с Русью под именем половцев. Поэтому можно сказать, что ногайцы это дело продолжили.
YAR02041_JPG_crop1624613808.jpg

2022-09-20 09:00

Статья посвящена проблемам этногенеза и ранней истории ногайского народа в связи с древними державами кочевников, а также взаимовлиянию в отношении друг друга регионов Великой Степи и Кавказа. Ключевые слова: Великая Степь, Кавказ, гунны, аланы, половцы, ногайцы. Автор: Рамиль Ишмухамбетов
9d3481597d3979246fe2d9ea11709ef6.jpg

2022-09-19 16:52

На протяжении нескольких столетий Южный Урал (Башкирия) входил в состав Ногайской орды, одного из крупнейших кочевых государств, возникших на развалинах Золотой орды. На месте современного города Уфы находилась ставка ногайских наместников. Следы ногайского присутствия сохранились в уфимской топонимике и в документах, связанных с основанием Уфы в 1586 г. Легенды о пребывании ногаев в Уфе записал первый историк-краевед Южного Урала П. И. Рычков. В сформировавшемся в XIX в. сообществе любителей старины, трудах первых исследователей, в первую очередь Р. Г. Игнатьева, также обращается внимание на ногайский период истории края. Сохранившиеся свидетельства и наблюдения во многом отражают историческую память русского населения о предшествующей эпохе, когда над Южным Уралом царствовали ногаи. Автор: Михаил Роднов
130293340_713935889230480_4536710916629791079_n.jpg

2022-09-19 16:46

Тюркские народы и восточные славяне соседствуют друг с другом на протяжении последних полутора тысячелетий. Их взаимное влияние в общественной жизни, культуре и языке было постоянным и всеобъемлющим. Одним из важных средств этого взаимодействия были миграционные процессы переселение россиян в степи и тюрок на славянские территории. Увод русского полона половцами и татарами, оседание казачьих общин на Дону, Днепре, Волге и Яике, отъезд татарских и ногайских сановников в Московское царство все эти явления относились к числу принципиальных этнодемографических факторов контакта России и Востока (прежде всего в средние века) 1. Результатом подобных движений населения было, с одной стороны, формирование смешанных тюрко-славянских семей, социальных общностей и целых этнографических групп; с другой образование иноэтничных анклавов (тюркских в славянском мире и славянских в тюркоязычной кочевой среде). Наша статья посвящена лишь одному аспекту данной проблемы появлению и расселению в России аристократии из послеордынских государственных объединений, прежде всего из Ногайской Орды; выяснению некоторых подробностей социального статуса тюркских огланов, беков и мирз «под высокой рукою Белого царя». В целом предлагаемый вниманию читателя очерк является частью обширной темы истории российских «служилых татар» XV-XVII веков 2. Автор: Вадим Трепавлов
img_1866.jpg

2022-09-19 16:42

В статье впервые рассматриваются в комплексе традиционные головные украшения ногайских женщин XIX начала XX в., представляющие наиболее показательную часть национального костюма. Охарактеризованы основные типы головных украшений, выявлено их происхождение, установлено их знаковое назначение. Автор: Зухра Кузеева
Без названия.jpg

2022-09-19 16:37

Исследованы традиционные формы приветствия и прощания у ногайцев как один из регуляторов коммуникативного поведения, показана их роль в общественной жизни. Автор: Мадина Гимбатова
b8ea0d10cb5df2a59c082388770bc90daf393630.jpg

2022-09-19 16:33

Автор подробно рассматривает различные виды традиционных женских головных уборов ногайцев, бытовавших у всех этнографических групп, начиная с XIV в. (образование Ногайской Орды) и, заканчивая XX в., (завершающая стадия формирования народного ногайского женского костюма). Выявляет их знаковую функцию. Посредством комплексного анализа исследуемых объектов изучает их стилистику, технологию изготовления, техники декора, связи с обычаями и религиозными представлениями, что способствует вычленению детского, девичьего, свадебного и женского комплексов головных уборов. В связи с недостаточной изученностью исследуемого вопроса, помимо общих и частных методов культурологического и искусствоведческого исследования, использован метод полевой этнографии. Новизна исследования заключается в выявлении и комплексном анализе большого круга женских головных уборов, описанных и запечатлённых в письменных и изобразительных источниках, представленных в музейных и частных коллекциях в регионах компактного проживания отдельных этнографических групп ногайцев. Впервые выделены локальные особенности и общие характерные черты, выделяющие головные уборы ногаек в отдельную группу. Автор: Фатима Канокова

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31